Проблема выбора

.

Какой автомобиль покупать: подержанный или новый, «механику» или «автомат», с дизельным двигателем или с бензиновым? Эти вполне резонные вопросы задает себе большинство людей, приобретающих машину впервые. Не задают те, кто твердо решил, что покупать будет именно эту модель и никакую другую. Тех, кто принял самостоятельное решение, сбивать с «пути истинного» – дело неблагодарное, а ищущим не грех и подсказать.


Основным определяющим моментом станут в любом случае финансовые возможности покупателя. Поэтому и выбор класса автомобиля будет целиком зависеть от суммы, выделенной на его покупку. Но в каждом классе есть достаточно различных предложений.
Пару слов о классах легковых автомобилей. Классифицируются они по рабочему объему двигателя:
• «А» – микрокласс (особо малый) – объем от 0,6 л до 1,1 л;
• «В» – малый класс – объем от 1,1 л до 1,8 л;
• «С» – средний класс – объем от 1,8 л до 3,5 л;
• «D» – большой класс – объем от 3,5 л до 5,0 л;
• «E» – высший класс – объем от 5,0 л и выше.
В Европе с некоторых пор используется и дополнительная классификация, американская, мода на которую прививается и в России. Эта классификация исключительно по типу кузова (в США применяется только такая классификация):
• «F» – представительский класс (удлиненная колесная база на седанах некоторых моделей, от среднего до высшего класса);
• «S» – спорт-кары (как правило, с кузовом купе) и спайдеры, прогулочные автомобили спортивного стиля (разумеется, к автоспорту никакого отношения не имеющие);
• «M» – минивэны и MPV (многоцелевые автомобили, с кузовом по вместимости чуть меньше минивэна, но чуть больше универсала);
• «J» – так называемые, «кроссоверы» (большей частью полноприводные автомобили, но без внедорожных агрегатов). Существует «набор» критериев, по которым следует выбирать автомобиль, но каждый человек сам решает, что для него важнее – безопасность или экономичность, престижность или функциональность. Конечно, есть автомобили, где совмещено много желаемых для водителя качеств, но такие машины не из дешевых.
Общие критерии для выбора автомобиля:
• надежность;
• безопасность;
• эргономичность и эстетика;
• экономичность;
• комфортабельность;
• ходовые качества (устойчивость, управляемость, приемистость);
• функциональность (вместимость, проходимость и т. п.);
• удобство технического обслуживания (стоимость, периодичность, универсальность).
К надежности прежде всего относится моторесурс двигателя. Упрощенно говоря, «моторесурс» – это количество часов работы двигателя до полного его износа. Поскольку ресурс в часах выражать ненаглядно, его указывают в километрах пробега автомобиля. Износом двигателя считается износ деталей кривошипно-шатунного механизма (поршневых колец, стенок цилиндров, коленчатого вала), который проявляется в потере мощности, дымлении из выхлопной трубы и т. п. Но прийти в негодность в процессе работы автомобиля могут и другие агрегаты. Почти все заводы-изготовители дают гарантию для автомобилей малого класса на 100 000 км пробега или три года эксплуатации (если этот срок наступит раньше). То есть завод гарантирует, что в течение 100 000 км (трех лет) в машине не выйдет из строя ни одна деталь (за исключением расходных материалов), а если вдруг выйдет, то завод ее бесплатно поменяет. Чем меньше водитель обращается в автосервис для ремонта автомобиля (исключение – плановое техническое обслуживание), тем автомобиль считается надежнее, чем дольше по факту работает двигатель, коробка передач, ходовая часть и другие агрегаты, тем надежнее весь механизм. Есть общая надежность (когда все агрегаты и детали автомобиля работают долго и почти безупречно) и агрегатная надежность (когда какой-нибудь агрегат работает очень долго без ремонта, а другой – в средних пределах).
К безопасности относится количество и качество систем активной и пассивной безопасности в автомобиле. Например, количество подушек безопасности и их работоспособность, количество подголовников и ремней безопасности, наличие системы «антидетской» блокировки дверей, наличие систем курсовой и тормозной устойчивости. Один из основных показателей безопасности автомобиля – степень травмируемости водителя и пассажиров при лобовых столкновениях, опрокидывании автомобиля и т. п.
Эргономичность – очень важный критерий при выборе автомобиля, если не самый важный. От того, насколько удобно сидеть водителю и пассажирам в креслах (в том числе детям в детских креслах), насколько долго люди могут не уставать в автомобиле, насколько легок доступ водителя ко всем тумблерам, кнопкам, рычагам и педалям управления, насколько хорош контроль за дорогой (просмотр дорожной ситуации спереди, сзади, с боков), зависит и безопасная езда, и состояние здоровья водителя и пассажиров. Если при выборе автомобиля водитель садится в водительское кресло и, испробовав все варианты настроек сидения, руля и прочего, чувствует себя не комфортно, хотя автомобиль и престижный, лучше от покупки отказаться. Если сел в кресло и сразу почувствовал всем телом: «это мое!», стоит задуматься о покупке.
Под экономичностью подразумевается расход топлива, причем реальный эксплуатационный расход (а не заявленный заводом – контрольный) в той местности, где придется ездить наибольшее количество времени. Экономичность – очень относительный критерий, ведь расход топлива впрямую зависит от класса автомобиля (по объему двигателя), от погодных условий, от дорожных условий, от нагрузок на автомобиль, от технического состояния топливной и некоторых других систем автомобиля, от марки применяемого топлива, от его качества. Если экономичность будет одним из главных определяющих критериев, то автомобили среднего класса и выше уже можно не рассматривать.
Комфортабельность – «родная сестра» эргономичности, но все-таки под этим понимается в основном плавность хода, количество опций для комфорта (круиз-контроль, климат-контроль, мягкие сидения с подлокотниками, подогревом, электрической регулировкой во всех положениях, подогрев рулевого колеса, выдвижные ниши для очков и бутылок, солнцезащита, наличие качественной музыкальной аппаратуры, громкой телефонной связи и прочее). Повышенная комфортабельность не всегда хороша для водителя. При определенных условиях на ровной долгой дороге можно и заснуть.
Ходовые качества крайне важны для автомобиля и впрямую влияют на безопасность управления. Очень важно, насколько хорошо автомобиль «держит дорогу» в любую погоду, насколько, он устойчив на поворотах, насколько быстро разгоняется, насколько плавно тормозит, какова маневренность, стабильность рулевого управления и подвески. Но по-настоящему степень ходовых качеств может определить только водитель опытный, которому есть с чем сравнивать.
Под удобством технического обслуживания понимается его периодичность, установленная изготовителем (чем реже, тем лучше), цена на расходные материалы и цена на работы, возможность производить эти работы на любом автосервисе, а не только у дилера.
В идеале водителю хотелось бы получить весь набор перечисленных критериев в превосходной степени, совмещенный в одном автомобиле, но вряд ли это возможно.
В российских условиях нужно учитывать еще и степень «угоняемости» приобретаемого автомобиля, это тоже немаловажно, особенно, когда не хватает средств на дополнительные эффективные противоугонные устройства, на страховку КАСКО, нет охраняемой стоянки.

Автомобиль с пробегом или новый? Существуют субъективные мнения, что подержанный автомобиль более приемлем для начинающих водителей в том смысле, что его не так жалко будет «бить». Если говорить о плюсах и минусах подержанных автомобилей, то плюсами можно назвать только то, что он дешевле нового и может быть богат дополнительными опциями.
Минусов у подержанных автомобилей предостаточно. Можно приобрести автомобиль с пробегом и ездить на нем долго и счастливо без проблем, а можно не вылезать из автосервисов, вкладывая в «монстра» внушительные суммы денег, совершенно на это не рассчитывая. По факту такой автомобиль частенько получается дороже нового. И угадать здесь невозможно – «кот в мешке», даже если вы приобрели его у очень хороших знакомых и работал автомобиль у них прекрасно.
Какие же основные минусы у автомобилей с пробегом?
Во-первых, неизвестно его подлинное техническое состояние, его «болезни», в данный момент перед глазами вроде бы холеный шустрый автомобильчик, а через две недели он может начать «сыпаться» с завидной периодичностью; во-вторых, могут быть проблемы со страховкой КАСКО (машины старше 10 лет по КАСКО не страхуют); в-третьих, машинка может оказаться не совсем «чистой»: быть в угоне, не снятой с угона, с поддельными документами и т. п.
Для тех, кто собирается подержанную машину «бить», то её вообще не стоит приобретать. Отношение к первому подержанному автомобилю, как к груше для жестких тренировок, нередко передается и на последующие автомобили, вырабатывается соответствующая манера вождения.
Выбор между «автоматом» (АКПП) и «механикой» (МКПП). Автомобиль с автоматической коробкой передач (АКПП) любого типа (классическая, роботизированная, вариатор) более удобен в управлении и менее энергозатратен для водителя, навык управления автомобилем с АКПП осваивается гораздо легче. Минусы АКПП: несущественная разница в цене в большую сторону и несколько больший, по сравнению с МКПП, расход топлива. Подчеркиваем: разница в цене и в расходе топлива не существенная. А начинающим водителям в возрасте и думать не надо о «механике» – только «автомат».
Разговоры о надежности и полном контроле автомобиля с МКПП, по сравнению с АКПП, можно вести только в том случае (и то с большой натяжкой), когда водитель хорошо владеет механической коробкой, что называется «чувствует» ее. А при средней (самой массовой) степени управления машиной с МКПП будут проблемы и со сцеплением, и с самой коробкой, что практически исключено на АКПП.
Преимущества «механики» перед «автоматом»:
• при определенных условиях (бездорожье, снежные заносы и т. п.) – лучшая проходимость;
• возможность длительной буксировки;
• возможность движения «на стартере» в пределах 50–100 м. Так ли уж важны эти преимущества для среднестатистического водителя?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.