КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И МАХОВИК

.

Коленчатый вал воспринимает усилия от шатунов и передает крутящий момент через маховик трансмиссии автомобиля. Его обычно штампуют из стали или отливают из чугуна.
В рядных двигателях число кривошипов коленчатого вала равно числу цилиндров, причем кривошипы развернуты так, что при равномерном вращении коленчатого вала вспышки в отдельных цилиндрах происходят через равные промежутки времени.
В четырехтактном четырехцилиндровом двигателе рабочий процесс совершается за два оборота коленчатого вала. Это означает, что вспышки происходят через половину оборота вала. Кривошипы расположены в этом случае в. одной плоскости: кривошипы первого и четвертого цилиндров развернуты на угол 180° относительно кривошипов второго и третьего цилиндров так, что оси шатунных шеек первого и четвертого цилиндров так же, как и второго и третьего, расположены на одной прямой линии (рис. 10). Порядок работы, т. е. последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах такого двигателя 1—3—4—2 или 1—2—4—3.
У шестицилиндрового рядного двигателя кривошипы развернуты попарно на угол 120°, а у восьмицилиндрового рядного — на угол 90°. У восьмицилиндрового V-образного двигателя кривошипы коленчатого вала развернуты на угол 90°, причем каждая шатунная шейка соединена с нижними головками двух шатунов, один из которых связан с поршнем левого, а другой — с поршнем правого ряда.
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, установленных в перегородках картера двигателя. Устройство коренных подшипников такое же, как и шатунных. Вал имеет отверстия для подвода масла к шатунным подшипникам.

Рис. 10. Коленчатый вал
На переднем конце вала с помощью шпонки укреплена ведущая шестерня привода распределительного вала и установлен храповик пусковой рукоятки для проворачивания коленчатого вала при пуске двигателя вручную. Шкивы привода вспомогательных механизмов (вентилятора, водяного насоса и т. п.) также установлены на шпонке на переднем конце коленчатого вала. На нем же иногда расположен гаситель крутильных колебаний коленчатого вала.
На другом конце коленчатого вала имеется фланец или реже коническая поверхность для крепления маховика.
Маховик обычно изготовлен из чугуна. На него напрессован стальной зубчатый венец, используемый для пуска двигателя с помощью пускового электродвигателя (стартера).
Масса маховика рассчитана таким образом, чтобы в результате накопления значительной механической энергии при такте расширения он обеспечивал равномерное вращение коленчатого вала. Кроме того, маховик является одним из элементов сцепления (его ведущим диском).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.